Налоговики часто отказывают в возмещении НДС и не признают расходы по сделкам с проблемными контрагентами, если компания не докажет, что проявила должную осмотрительность.
При каких же обстоятельствах опасно заключать сделки?
В письме от 12.05.2017 № АС-4-2/8872@ ФНС России указала, какие критерии необходимо учитывать, при выборе контрагента.
Адрес. Партнер часто переезжает с одного адреса на другой или зарегистрирован по массовому адресу. Этот же адрес контрагент записывает в документах. Контрагент отказывается показывать собственные помещения и склады.
Реклама. Будущий партнер не рекламирует свои товары, работы и услуги, а также не может рассказать о своих клиентах. У поставщика нет сайта в интернете или страница давно не работает.
Договор. Контрагент утверждает, что сможет доставить все товары в срок. Даже если поставить товары или выполнить работы вовремя фактически невозможно.
Цена сделки. Партнер предлагает слишком выгодную цену, которая может быть ему в убыток.
Суды. Контрагент судится с другими клиентами или поставщиками из-за просроченных поставок и нарушения договора. Будущий партнер проходил по налоговым спорам, и судьи уже признавали его ненадежным.
Документы. Контрагент отказывается давать отчетность, устав..
Опыт. Контрагент открыл бизнес меньше года назад. О нем нет отзывов в интернете или от деловых партнеров.
Представитель. Контрагент работает только через представителя. Все документы подписывает сотрудник с доверенностью. Директор не общается с сотрудниками компании. В ЕГРЮЛ есть отметка о дисквалификации и недостоверности сведений о руководителе.
Активы. У партнера недостаточно основных средств, чтобы выполнить заказ. У него нет собственных складов и автомобилей для перевозки товаров, хотя контрагент позиционирует себя как прямой поставщик.
Штат. В штате недостаточно квалифицированных работников или работает только директор. Контрагент обещает нанять сотрудников, если компания согласится на сделку.
Как минимум нужно изучить доступную информацию о контрагенте: получить выписку из ЕГРЮЛ, проверить адрес на массовость и пр.
Одних этих мер недостаточно, чтобы проявить осмотрительность. Какие еще документы могут запросить инспекторы, зависит от конкретных обстоятельств. Например, если для выполнения работ нужна лицензия, запросите ее у поставщика.
Если же у компании нет документов от контрагента, можно доказать осмотрительность другими способами. Например, представить выписки из ЕГРЮЛ, скриншоты с сайтов, отчеты по переговорам.