Sahifa fully responsive WordPress News, Magazine, Newspaper, and blog ThemeForest one of the most versatile website themes in the world.

Что такое должная осмотрительность и как ее проявить при выборе контрагента?

Что такое должная осмотрительность и как ее проявить при выборе контрагента?

Налоговики часто отказывают в возмещении НДС  и не признают расходы по сделкам с проблемными контрагентами, если компания не докажет, что проявила должную осмотрительность.

При каких же обстоятельствах опасно заключать сделки?

В письме от 12.05.2017 № АС-4-2/8872@ ФНС России указала, какие критерии необходимо учитывать, при выборе контрагента.

Портрет ненадежного контрагента «глазами» налоговых органов:

Адрес. Партнер часто переезжает с одного адреса на другой или зарегистрирован по массовому адресу. Этот же адрес контрагент записывает в документах. Контрагент отказывается показывать собственные помещения и склады.

Реклама. Будущий партнер не рекламирует свои товары, работы и услуги, а также не может рассказать о своих клиентах. У поставщика нет сайта в интернете или страница давно не работает.

Договор. Контрагент утверждает, что сможет доставить все товары в срок. Даже если поставить товары или выполнить работы вовремя фактически невозможно.

Цена сделки. Партнер предлагает слишком выгодную цену, которая может быть ему в убыток.

Суды. Контрагент судится с другими клиентами или поставщиками из-за просроченных поставок и нарушения договора. Будущий партнер проходил по налоговым спорам, и судьи уже признавали его ненадежным.

Документы. Контрагент отказывается давать отчетность, устав..

Опыт. Контрагент открыл бизнес меньше года назад. О нем нет отзывов в интернете или от деловых партнеров.

Представитель. Контрагент работает только через представителя. Все документы подписывает сотрудник с доверенностью. Директор не общается с сотрудниками компании. В ЕГРЮЛ есть отметка о дисквалификации и недостоверности сведений о руководителе.

Активы. У партнера недостаточно основных средств, чтобы выполнить заказ. У него нет собственных складов и автомобилей для перевозки товаров, хотя контрагент позиционирует себя как прямой поставщик.

Штат. В штате недостаточно квалифицированных работников или работает только директор. Контрагент обещает нанять сотрудников, если компания согласится на сделку.

А что же нужно сделать, чтобы проявить должную осмотрительность и у налоговиков не возникло вопросов к Вам?

Как минимум нужно изучить доступную информацию о контрагенте: получить выписку из ЕГРЮЛ, проверить адрес на массовость и пр.

  • Запросить выписку из ЕГРЮЛ можно бесплатно через сайт ФНС во вкладке «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Налоговики советуют, чтобы выписка была свежая — за две-три недели до заключения контракта.
  • Проверить адрес контрагента на массовость можно бесплатно на сайте ФНС в разделе «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами». Но даже если адрес массовый, отказываться от сделки не обязательно. Это не доказательство, что компания получила налоговую выгоду от сделки с подставным контрагентом.
  • Стоит сделать выезд на адрес контрагента, где он производит или хранит товар. Так компания наглядно сможет убедиться, что поставщик действующий. Если партнер не возражает, сделайте фото территории и складов. К налоговой тайне больше не относятся сведения о численности, доходах, долгах компаний (ст. 102 НК РФ). Эти данные ФНС публикует на своем сайте с 25 июля 2017 года. Можно проверить, платит ли контрагент налоги.

Одних этих мер недостаточно, чтобы проявить осмотрительность. Какие  еще документы могут запросить инспекторы, зависит от конкретных обстоятельств. Например, если для выполнения работ нужна лицензия, запросите ее у поставщика.

Если же у компании нет документов от контрагента, можно доказать осмотрительность другими способами. Например, представить выписки из ЕГРЮЛ, скриншоты с сайтов, отчеты по переговорам.