Sahifa fully responsive WordPress News, Magazine, Newspaper, and blog ThemeForest one of the most versatile website themes in the world.

Проверка контрагентов. Как проявить должную осмотрительность?

Проверка контрагентов. Как проявить должную осмотрительность?

В настоящее время при проведении налоговых проверок все чаще звучит понятие «должная осмотрительность», на него делается ссылка в актах налоговых проверок, в решениях, вынесенных по ним и при судебных разбирательствах.

Что же такое должная осмотрительность и какой она должна быть при выборе контрагентов? Попробуем разобраться.

Понятие должной осмотрительности было введено в практику постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53. Цель этого нововведения — установить границы ответственности налогоплательщика за недобросовестное исполнение налоговых обязанностей его контрагентами и таким образом установить справедливость.

Проявлением должной осмотрительности при работе с тем или иным контрагентом,  является его проверка, которая позволяет убедиться в том, что контрагент, с которым вы заключаете договор является действующим юридическим лицом, которое может исполнить взятые на себя обязательства, а также не является фирмой-однодневкой.

В письме ФНС РФ от 11.02.2010 №  3-7-07/84 прямо указано, что  организациям необходимо уделять  внимание вопросам проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.

В письме ФНС РФ от 23.01.2013 №  АС-4-2/710 говорится о том, какие риски влечет непроявление должной осмотрительности. Работа с непроверенными контрагентами увеличивает шансы на проведение выездной проверки организации налоговыми органами. Помимо этого, организация рискует столкнуться с проблемами в финансово-хозяйственной деятельности: задержка поставок, поставка некачественных товаров, неоплата за отгруженные товары, отсутствие возможности предъявить претензии к контрагентам и взыскать с них понесенные потери.

Как же проявить должную осмотрительность при работе с контрагентами?

 1 вариант: можно самостоятельно собирать и анализировать информацию о контрагентах из открытых и общедоступных источников вручную, потратив на это достаточно много времени, сил и терпения. Уже на стадии планирования сделок необходимо удостовериться, что предполагаемый контрагент создан в соответствии с законодательством (ст. 51 ГК РФ), состоит на налоговом учете (ст. 83 НК РФ), находится по месту нахождения, указанному в учредительных документах, уплачивает в бюджет налоги, имеет полномочия на подписание документов. Помимо сбора информации ее необходимо тщательно проанализировать, учитывая все возможные риски.

2 вариант: обратиться в фирму, которая профессионально окажет Вам эту услугу.

Услуга проверки надежности, платежеспособности и деловой репутации Ваших контрагентов (потенциальных или реальных) предоставляется аналитической службой «Бизнес-Советникъ». Проверка включает в себя комплексный анализ деятельности организации-контрагента на основании всей собранной информации, в т.ч. через федеральные базы данных: ФНС, Статистика, Арбитражные суды, Реестр банкротств, Государственные и муниципальные закупки и закупки госкомпаний, Реестр лицензий, База данных федеральной службы судебных приставов; анализ публикаций о  контрагенте в СМИ. В случае недостаточности или неоднозначности сведений, получаемых из открытых источников, возможен выезд специалиста для проверки фактического наличия офиса компании по указанному адресу, опрос сотрудников и партнеров контрагента, запрос письменных пояснений у предполагаемого контрагента и многое другое.

По результатам проверки в отношении контрагента формируется «Личное дело контрагента» с исчерпывающей и актуальной информацией, готовится аналитическая справка с заключением о рекомендации или же не рекомендации  сотрудничества с контрагентом.

Таким образом, Вы обретете полноценное и четкое видение эффективности сотрудничества с контрагентом, а также обезопасите себя и свой бизнес от риска неоплаты, непоставки товара, внеочередной проверки контрольно-надзорных органов.