В настоящее время при проведении налоговых проверок все чаще звучит понятие «должная осмотрительность», на него делается ссылка в актах налоговых проверок, в решениях, вынесенных по ним и при судебных разбирательствах.
Что же такое должная осмотрительность и какой она должна быть при выборе контрагентов? Попробуем разобраться.
Понятие должной осмотрительности было введено в практику постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53. Цель этого нововведения — установить границы ответственности налогоплательщика за недобросовестное исполнение налоговых обязанностей его контрагентами и таким образом установить справедливость.
Проявлением должной осмотрительности при работе с тем или иным контрагентом, является его проверка, которая позволяет убедиться в том, что контрагент, с которым вы заключаете договор является действующим юридическим лицом, которое может исполнить взятые на себя обязательства, а также не является фирмой-однодневкой.
В письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84 прямо указано, что организациям необходимо уделять внимание вопросам проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.
В письме ФНС РФ от 23.01.2013 № АС-4-2/710 говорится о том, какие риски влечет непроявление должной осмотрительности. Работа с непроверенными контрагентами увеличивает шансы на проведение выездной проверки организации налоговыми органами. Помимо этого, организация рискует столкнуться с проблемами в финансово-хозяйственной деятельности: задержка поставок, поставка некачественных товаров, неоплата за отгруженные товары, отсутствие возможности предъявить претензии к контрагентам и взыскать с них понесенные потери.
Как же проявить должную осмотрительность при работе с контрагентами?
1 вариант: можно самостоятельно собирать и анализировать информацию о контрагентах из открытых и общедоступных источников вручную, потратив на это достаточно много времени, сил и терпения. Уже на стадии планирования сделок необходимо удостовериться, что предполагаемый контрагент создан в соответствии с законодательством (ст. 51 ГК РФ), состоит на налоговом учете (ст. 83 НК РФ), находится по месту нахождения, указанному в учредительных документах, уплачивает в бюджет налоги, имеет полномочия на подписание документов. Помимо сбора информации ее необходимо тщательно проанализировать, учитывая все возможные риски.
2 вариант: обратиться в фирму, которая профессионально окажет Вам эту услугу.
Услуга проверки надежности, платежеспособности и деловой репутации Ваших контрагентов (потенциальных или реальных) предоставляется аналитической службой «Бизнес-Советникъ». Проверка включает в себя комплексный анализ деятельности организации-контрагента на основании всей собранной информации, в т.ч. через федеральные базы данных: ФНС, Статистика, Арбитражные суды, Реестр банкротств, Государственные и муниципальные закупки и закупки госкомпаний, Реестр лицензий, База данных федеральной службы судебных приставов; анализ публикаций о контрагенте в СМИ. В случае недостаточности или неоднозначности сведений, получаемых из открытых источников, возможен выезд специалиста для проверки фактического наличия офиса компании по указанному адресу, опрос сотрудников и партнеров контрагента, запрос письменных пояснений у предполагаемого контрагента и многое другое.
По результатам проверки в отношении контрагента формируется «Личное дело контрагента» с исчерпывающей и актуальной информацией, готовится аналитическая справка с заключением о рекомендации или же не рекомендации сотрудничества с контрагентом.
Таким образом, Вы обретете полноценное и четкое видение эффективности сотрудничества с контрагентом, а также обезопасите себя и свой бизнес от риска неоплаты, непоставки товара, внеочередной проверки контрольно-надзорных органов.